364120, Россия, Республика Дагестан, г. Кизилюрт, ул. Гагарина д. 52
Исламский Институт имени имама Шамиля был создан в 1994 году на базе Московского высшего духовного исламского колледжа, основанного в 1994 году при Духовном управлении мусульман Европейской части России, зарегистрирован в качестве учреждения высшего профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) религиозной организации «Исламский Институт Имени Имама Шамиля, может реализовать образовательные программы среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, а также образовательные программы послевузовского профессионального образования, осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, вести фундаментальные и прикладные научные исследования.
Основной целью деятельности Института является повышение духовного потенциала и укрепление нравственных устоев общества, создание соответствующей основы в обществе для подготовки гармонично развитых и высокообразованных личностей, воспитанных в духе межнационального согласия, религиозной веротерпимости и уважения к духовным и культурным запросам общества и сфер их профессиональной деятельности.
Исламский Институт имени Имама Шамиля имеет устав, лицензию по подготовке бакалавров направления «Теология», которая осуществляется на теологическом факультете. В 2014 году получили лицензию срок действия которого бессрочная . Образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 033400.62 Теология разрабатывалась на основании государственного образовательного стандарта третьего поколения и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. По окончании института выпускники получают диплом бакалавра Теологии государственного образца.
Образовательная программа по подготовке бакалавра теологии носит светский характер и включает комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями, арабский язык. Преподавание ведется на русском языке.
Религиозные кадры выполняют большой объем работы: кроме функции имама-хатыба в мечети они занимаются распространением религиозной культуры, ведут просветительскую работу – занимаются обучением детей и молодежи, дают исламские знания людям старшего возраста.
Образовательный процесс обеспечивает студентам высокий уровень научных знаний, знаний духовной культуры, традиций, норм поведения, которые подлежат усвоению и осознанию. Важнейшая роль отводится воспитанию личности и формированию духовно-нравственной, познавательной, гражданской культуры, культуры общения, культуры здорового образа жизни.
В формировании мировоззрения студентов руководство и преподавательский состав Исламского института имени Имама Шамиля опирается на принципы толерантности, уважения к взглядам обучающихся, на принцип самоопределения личности, стремится обеспечивать свободный выбор и воспитать ответственность за свои решения и действия.
В Исламском Институте имени Имама Шамиля стараются давать широкий базис для того, чтобы человек мог найти себя на рынке труда. Система религиозного образования по качественному уровню адаптируется к системе государственного образования. В квалификационных характеристиках исламского университета, кроме требований, прежде всего, к наличию знаний исламского вероучения, права, коранических знаний, прибавляются требования о наличии знаний основ экономики, теории управления, педагогики, психологии и многого другого. Что касается умений, они тоже разносторонние: выпускник исламского университета должен стать активным членом уммы, преподавать, реализовывать интересы общины, уметь вести диалог с представителями разных конфессий.